Национальный
исследовательский
университет
информационных
технологий,
механики и оптики
 
 
temp Третья online конференция ректора СПбГУ ИТМО Васильева В.Н.

Рубрики

Добрый день, уважаемые посетители портала университета ИТМО! Мы рады приветствовать вас уже на третьей он-лайн конференции с ректором нашего университета Владимиром Николаевичем Васильевым. Конференцию сегодня будет вести сотрудник Информационного отдела Алексей Итин.

Добрый день, Владимир Николаевич. В начале мне хотелось бы Вас поздравить с получением премии имени Крылова. Поздравляю Вас. Нам очень приятно, что наш ректор получает такие награды. Это первая часть вступления. Во-вторых, я хотел спросить у Вас: 25-го мая мы открыли  лабораторию перспективных вычислительных технологий, которую будет возглавлять Петер Слот, всемирно известный профессор, работающий с суперкомпьютерными технологиями. Мне бы хотелось узнать, что это за перспективные технологии и что это сулит для нашего вуза.

В.Н.Прежде всего, Добрый день. Мы, действительно присутствуем на очередной конференции, традиционно собираемся здесь в субботу, поэтому нахожусь в нормальной форме одежды. Имеется в виду — нецивильной, но  тем не менее, это единственная возможность более менее спокойно пообщаться со студентами и с преподавателями, которые задают вопросы. Теперь конкретно по вопросу: то, что касается профессора Петера Слота, профессора теперь уже нашего университета, который работал в университете Амстердама. Эта работа будет проводиться в созданной лаборатории. И, естественно, ведется подготовка кадров, связанная с суперкомпьютерными приложениями для экстремальных задач: это прогнозы наводнений, прогнозы распространения особо опасных инфекций... Все это связано с модерированием тех или иных задач, связано, безусловно, с большими объемами данных, обработкой, поэтому нужны суперкомпьютерные технологии. Но я хочу сказать, что у нас не только Петер Слот работает из ученых мирового класса. Достаточно назвать Юрия Кившаря — создана лаборатория по мета-материалам, ученый с супериндексом цитируемости своих работ. В данном случае он является академиком австралийской академии наук, то есть... Амстердам — это Нидерланды, Голландия, Австралия... создана также кафедра, которую возглавляет действительно гуру, можно сказать, в области программной инженерии, профессор Бертран Слот, которого мы приняли на работу с 1 марта, который возглавлял факультет в Цюриховской высшей школе. Как известно, они входят в топ 15 лучших вузов всего мира. Вот, теперь он с 1 марта работает у нас. И это направление — приглашение выдающихся ученых, не только отечественных, а данном случае, речь идет о зарубежных наших ученых, - она будет продолжаться. Я надеюсь, что в июне мы получим еще двух американских наших профессоров, которые будут работать в области безопасных информационных технологий. Эта линия, действительно, будет продолжаться, так как наш университет является национальным исследовательским университетом, который служит для того, чтобы в нашем университете преподаватели занимались научной работой, именно ученые, преподаватели мирового класса.

А.И.Говоря о Петере Слоте, мы говорим о новых лицах в нашем университете, говорим о научных изысканиях. А если же мы говорим и о студентах, им ведь тоже это интересно… и аспирантах. Многих интересует вопрос: как можно создать малое инновационное предприятие в нашем вузе, к кому можно обратиться, какими направлениями деятельности это малое инновационное предприятие должно заниматься и чем вуз готов помочь?

В.Н.Для этого у нас создана структура определенная, где проводятся и консультации, подсказывается, как надо создать это малое инновационное предприятие. Подчеркиваю, если у студента в данном случае или у аспиранта, есть идея и они эту идею хотят реализовать конкретно на рынке. А подходить надо на Биржевую линию, д. 14. Это учебно-научный инновационный комплекс «Биржевой», в котором работают, и предоставляются места для малых инновационных предприятий. Конкретно, это Яныкина Нина Олеговна, которая все расскажет, как делать. Если речь идет о Саблинской (или Кронверкский, 49), то с этим вопросом можно обратиться к Студеникину Леониду Михайловичу. На все вопросы — как организуется малое инновационное предприятие — эти люди ответят.

А.И.Малое инновационное предприятие — это, наверное, для многих уже, может быть,  предел и результат обучения в вузе. А сейчас мы немножко поговорим о самом начале. Вопросы от абитуриентов. Их поступило довольно много. Видимо, это связано с тем, что уже скоро начнется приемная комиссия.

В.Н.Конечно.

А.И.Итак, первый вопрос от Емельянова Никиты: Здравствуйте, Владимир Николаевич. Хотелось бы узнать о льготах, предоставляемых дипломантам олимпиад в этом году. Когда, предположительно, можно будет подавать документы на поступление в университет в этом году? Спасибо.

В.Н.Первое, заявление можно подавать и регистрироваться уже в он-лайне, в интернете сейчас. Потому что у нас возможность подачи заявления в электронном дистанционном формате открыта с февраля. Если мы говорим о конкретных, бумажных вариантах предоставления соответствующих документов, в том числе, и сертификатов (дипломов) наших олимпиадников, с 20 июня откроется работа приемной комиссии. 20 июня уже в бумажном варианте документы будут приниматься. Победителей и призеров олимпиад, которые вошли в перечень, если об этих олимпиадах идет речь, абитуриенты у нас поступают без вступительных испытаний, то есть они у нас имеют право, так скажем, нет, не внеконкурсного - все равно — конкурс, тем не менее, только с дипломом. Притом, диплом надо приносить именно оригинал, более того, я могу сказать, что все, по решению Ученого Совета, все наши дипломанты (победители и призеры олимпиад) - им будет также назначаться  двойная академическая стипендия с 1 сентября. Вот такие льготы.

А.И.Следующий вопрос от Аверьянова Алексея: Добрый день. Стремлюсь попасть на ФИТИП, КТ. Насколько знаю, принимают туда только по олимпиадам. На данный момент, судя по сайту абитуриентов, уже 19 человек подали туда заявления, а ведь наверняка, многие из олимпиадников еще даже не в курсе, что можно уже подать заявление. Таким образом, не удивлюсь, если количество подавших заявлений будет больше количества мест. Как в таком случае, будут ставится приоритеты? Хватит ли победы на интернет-олимпиадах для поступления? Спасибо за ответ.

В.Н.Я уже по поводу подачи заявлений... об этом сказал. На самом деле, есть у нас предыдущий опыт. И я не помню, чтобы победители у нас и призеры олимпиад (если они становились победителями и призерами олимпиад), для них мест не хватало. Поскольку, всегда есть места для тех, кто набрал высокие баллы по единому государственному экзамену. Вот. Поэтому льготы, естественно, существуют, они есть. И места... я, так скажем, на 99,9999.. я считаю, что победители и призеры олимпиад поступят, в том числе, и на ФИТИП.

А.И.Следующий вопрос от Кенига Сергея: Здравствуйте, Владимир Николаевич. Планирую подавать документы на бакалавриат, специальность «Бизнес-информатика». Хотелось бы поподробнее узнать об общежитии для иногородних, какова вероятность предоставления общежития, далеко ли расположен учебный корпус, какие там условия? С уважением, Сергей Кениг.

В.Н.Нашим иногородним абитуриентам мы гарантируем на 100 % предоставление общежития всем победителям и призерам олимпиад, и также, имеющим совокупный балл ЕГЭ по сумме 3-х предметов 220 и выше... Подчеркиваю, гарантируем на 100 %. Другим нашим абитуриентам мы не гарантируем. Тем не менее, работают специальные службы, у нас есть договор между университетом и службой, которая предоставляет соответствующие места в общежитиях или в квартирах квартирного типа и в обычных общежитиях. Естественно, там стоимость чуть-чуть выше, чем в нашем общежитии, тем не менее, возможность проживания иногородних студентов также существует. Еще раз говорю — гарантия предоставляется только для тех студентов, которые имеют уже соответствующие заслуги: победители и призеры, и совокупность по трем баллам 220 и выше.

А.И.Прошкин Николай задает следующий вопрос: Могу ли я поступить на общих основаниях в университет, если приехал в Россию на постоянное место жительства по программе «Соотечественники», живу по виду на жительство, документы на Российское гражданство сданы в УФМС, пока гражданство оформляется.

В.Н.В соответствии с законом о соотечественниках, который есть и который никто не отменял. Если я все правильно понимаю, в данном случае он подходит под категорию соотечественника, он поступает на равных основаниях с гражданами Российской Федерации.

А.И.Кузнецова Татьяна: Уважаемый Владимир Николаевич, я студентка из Казахстана. Интересуюсь возможностью продолжения обучения в магистратуре вашего университета по программам ИТ-направлений. Интересна возможность обучения по проекту сетевого университета ШОС. Где можно узнать  об этом информацию?

В.Н.Жители Казахстана входят в организацию ЕврАзЭСи поэтому в соответствии с межгосударственными соглашениями, в данном случае, жители Казахстана имеют право поступать наравне с гражданами Российской Федерации, как и соотечественники, в данном случае так же, как и соотечественники могут использовать бюджетные места. То, что касается возможности обучения в рамках университета ШОС, где наш университет отвечает за направление ИТ-направления, то лучше всего и  прежде всего, посмотреть это на сайте: у нас открыт специальный раздел, то что касается университета ШОС. Если говорить конкретно, то можно написать письмо проректору нашего университета Колесникову Юрию Леонидовичу, который отвечает как раз за работу сетевого университета ШОС и на все, более детальные, может быть, вопросы он ответит Вам по электронной почте.

А.И.Тогда немножко уйдем от абитуриентов и университет ШОС. А что вообще дает нашему вузу университет ШОС и, может быть, даже нашей стране? Зачем нам это вообще нужно?

В.Н. Университет ШОС дает, прежде всего то, что составляются общеобразовательные программы в области ИТ, которые предоставляются не только гражданам нашей страны. В разработке программ и в согласовании участвуют ученые и преподаватели не только нашего университета, но и тех стран, которые входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Понятно то, что требования, которые удовлетворяют требованиям пяти стран, безусловно, повышают уровень подготовки. Более того, по этим программам обучаются студенты из разных стран, это с разной культурой, с разной ментальностью, с разным подходом... и известно, что когда происходит такая взаимная диффузия, или если хотите, глобализация, которую никто не отменял, то именно социально-личностные качества или компетенции наших студентов, а в дальнейшем выпускников, безусловно, возрастают.

А.И. Владимир Николаевич, абитуриенты, собирающиеся поступать к нам в университет на факультет среднего профессионального образования, интересуются возможностью и перспективами своего дальнейшего образования на факультетах высшего профессионального обучения после обучения на ФСПО, возможностью обучения по ускоренной или сокращенной программе. У нас есть такое?

В.Н. У нас есть такая возможность. Создана специальная программа, она утверждена Ученым Советом университета. Более детально, как все проходить и как обучаться не только по основной программе, но и по сокращенной основной образовательной программе, все вопросы можно конкретно адресовать руководству факультета среднего профессионального образования, где деканом является Гриншпун Дмитрий Михайлович. Естественно, он или его заместители, всегда с удовольствием ответят. Те условия, в которых возможен переход. Как я понимаю, в основном, речь идет о сокращенной образовательной программе, эти программы реализуются, но есть конкретные условия, потому что нужно выполнить ряд условий и с ними можно ознакомиться на факультете среднего профессионального образования. Разговаривать с деканом и заместителями декана.

А.И.Следующий вопрос задает Баранов Александр: Уважаемый Владимир Николаевич, в нашей стране разрабатываются и вводятся государственные стандарты третьего поколения. Хотелось бы узнать, что они из себя представляют? Когда и кого они затронут в нашем вузе? Будут ли объединяться группы специалистов и бакалавров? В требованиях новых стандартов среди прочего указана часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. Значит ли это, что сами студенты смогут реально влиять на программу своего обучения. Если да, то хотелось бы узнать о том, как Вы представляете себе реализацию именно этого пункта стандарта на примере нашего вуза.

В.Н. Достаточно много вопросов. Может быть, я сейчас не на все отвечу. Я имею в виду, тогда надо будет напомнить... Сначала речь шла о том, что представляет собой федеральный государственный образовательный стандарт или иногда его называют, действительно, стандартом третьего поколения. Это принципиально новая подготовка, потому что перед этим стандарты имели так называемую квалификационную модель, то есть присваивалась квалификация, сейчас — этот формат компетентностный, то есть те компетенции, которые заданы образовательным стандартом, которые сформулированы работодателями и в основном, работодателями. То есть те компетенции, которые есть. Там помимо профессиональных компетенций, которые предъявляются к  естественнонаучным циклам, гуманитарным, социально-экономическим, общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным циклам... Вот большое внимание уделяется и компетенциям личностным, социальной зрелости студентов и, естественно, выпускников. Хочу сказать, что это, действительно, новый образовательный стандарт. К этому новому образовательному стандарту был утвержден перечень новых направлений подготовки и специальностей. В основном, подчеркиваю, именно направлений подготовки. Под направлением подготовки понимается уровневая система — это бакалавр/магистр. Специальностей для реализации стандарта третьего поколения осталось считанное число. Подчеркиваю, считанное число, поэтому в основном будет вестись подготовка по системе: бакалавр/магистр. Эти образовательные стандарты вводятся с 1 сентября 2011 года, то есть все первокурсники, которые поступают на первый курс, будут уже учиться по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения с 1 сентября 2011 года. Конечно, никакого объединения. В нашем университете сейчас подготовка ведется, и будет вестись в основном, по системе бакалавр/магистр и только одна специальность — «таможенное дело», все остальное — бакалавр. Такая же ситуация и во всех других высших учебных заведениях нашей страны. Все вузы обязаны перейти с 1 сентября 2011 года на стандарт третьего поколения, поэтому объединения в данном случае специалистов, если я правильно помню вопрос, и бакалавров не будет. Это в принципе не возможно, это разные образовательные программы.

В.Н.Последний блок вопросов, как я понимаю, связан с учебными программами и, естественно, потом с учебными планами, когда студент может влиять на свою образовательную траекторию. Здесь все достаточно просто, потому что, действительно, в новых стандартах, которые вводятся с 1 сентября, большой процент учебного времени отводится на дисциплины, которые выбирают студенты, так называемые дисциплины по выбору. В данном случае это выбор из того набора дисциплин, которые предлагает университет, студент имеет право выбрать ту или иную дисциплину, поэтому в данном случае, безусловно, студент влияет на свою образовательную траекторию.

А.И. Владимир Николаевич, заканчивая вопросы относительно приема будущего, хотелось бы спросить, как будет проходить прием в этом году, потому что многие будущие абитуриенты и их родители испуганы теми видеоматериалами, показанными из университетов нашей страны, где огромные очереди... У нас как? Будут?

В.Н. Я не помню, чтобы в нашем университете были огромные очереди, потому что я еще раз хотел бы напомнить — мы пять лет назад ввели систему подачи документов в электронном виде, дистанционную, с использованием сети Интернет. И не надо стоять в большой очереди, чтобы распечатывать бумаги, хотя мы итак принимаем в бумажном виде. Но, тем не менее, заявление и подачу необходимых документов можно сделать в электронном виде. Это то, что касается нашего университета. И я, на самом деле, при подаче документов очередей в нашем университете не наблюдал. Конечно, если другие высшие учебные заведения, по тем или иным причинам, не используют современные информационные, новые информационные технологии для работы приемных комиссий, а работают на старой информационной, традиционной, стандартной основе, в стандартном формате — подаче бумаг, заполнении документов в бумажном виде, там, действительно, выстраиваются очереди. Поэтому здесь надо набраться терпения... В нашем университете я просто гарантирую, что многочасовых очередей не будет. То, что касается других высших учебных заведений, мне сейчас тяжело говорить за руководство и за приемные комиссии других университетов. Мы это знаем. И в Санкт-Петербурге стоят часами, занимают очереди, иногда — чего греха таить — иногда и с ночи... для того, чтобы утром подать заявление. Надеюсь, что в эту приемную кампанию таких очередей в других учебных высших заведениях не будет или будет не такое количество, которое мы наблюдали в предыдущие годы.

А.И. Следующий блок, Владимир Николаевич, вопросы относительно общежития. Это постоянный блок наших вопросов. Задает вопрос Собокарь Иван: Здравствуйте. За последние три года стоимость проживания в студгородке с началом каждого учебного года  постоянно повышается. Сейчас она составляет уже 2 900 рублей при условии проживания в комнате четырех человек или 3 500 рублей при проживании втроем. Нет сомнения, что с сентября она станет еще выше. Может ли ИТМО защитить интересы своих студентов? И, будучи стратегическим партнером студгородка, высказать ноту протеста против повышения цен на проживание? Спасибо.

В.Н.Речь идет не о студгородке нашего университета. Речь идет, как я понимаю, о межвузовском  студенческом городке... Это отдельная организация... она не имеет отношения непосредственно к нашему университету, потому что мы работаем по договору... тем не менее, влияние на межвузовский студенческий городок у нас есть, но оно не определяющее... Вся политика, которую проводит межвузовский студенческий городок — это своя политика и на это у них есть юридическое законодательное право. Я не думаю, что в этом году будет повышена стоимость проживания с 1 сентября, потому что она была очень серьезно увеличена, на мой взгляд, в прошлом году. И будем мы вести переговоры, не только наш университет, но и ректоры других высших учебных заведений для того, чтобы повышение в этом году не происходило. То, что касается нашего университета, студенты, проживающие в межвузовском студенческом городке, об этом знают: обучающиеся на бюджетной, подчеркиваю, основе, то есть те, кто поступил на бюджетные места... мы помогаем, и компенсируем им часть платы за проживание в межвузовском студенческом городке. Это мы делали и в прошлом году, это мы делаем и сейчас. И, естественно, будем делать. Это то, что может позволить себе университет — помочь нашим студентам, проживающим в межвузовском студенческом городке. Подчеркиваю, это конкретное решение и конкретная помощь для наших студентов. Еще раз говорю — оплату мы знаем, она, действительно, достаточно высокая для тех условий, в которых проживают наши студенты и не только наши студенты. Тем не менее, мы постоянно сталкиваемся с проблемами в общежитии. Это проблема общая, для всех высших учебных заведений нашего города — всегда вопрос стоит: или чтобы студенты жили в комфортных условиях, но их число будет, понятно, меньше, не в два раза, но в полтора раза. Но тогда что делать с теми студентами, которые не могут себе позволить... И здесь все время происходит выбор, очень тяжелый, очень серьезный для всех нас, между Сциллой и Харибдой. Или студентам снимать жилье где-то в Санкт-Петербурге, а цены, не смотря на то, что здесь цены высокие, снять квартиру или угол  - еще дороже. И поэтому каждый раз принимается решение потеснить наших — своих же студентов. Подчеркиваю, это должны, безусловно, идти переговоры с проживающими уже здесь, это должно быть на добровольной основе. В данном случае, фундаментальная причина всех этих неприятностей - по три и по четыре человека, где живут студенты, и с высокой оплатой связанных — нехватка студенческих общежитий в нашем городе и недофинансирование студенческих общежитий. Не только межвузовского студенческого городка, это касается и недофинансирования также студенческого городка нашего университета. Мы, сейчас хочу сказать, тоже находимся в раздумье, как нам содержать наш студенческий городок. Ясно, что та оплата за проживание, которая есть в нашем университете, в студгородке нашего университета, она, в общем, не позволяет нам держать обычную финансовую планку. Чтобы не быть голословным, хочу сказать, что коммунальные только платежи за свет и за газ в 2011 году составляют 20 миллионов рублей и бюджет, который выделяется под четкие коммунальные платежи, составляет 9 миллионов. Поэтому вопрос очень простой — где взять 11 миллионов рублей? И дальше я могу продолжать не только по коммуналке, это и по белью, и по стирке белья... ну и через запятую — пошло... переоснащение старых стульев, столов, шкафов и так далее. Новые требования, которые постоянно к нам предъявляет пожарная инспекция по требованиям пожарной безопасности, тоже требуют дополнительных вложений... и это все можно перечислять... Поэтому финансовая нагрузка не только на студентов, но и финансовая нагрузка на университет крайне высока.

А.И. Следующий вопрос от студентки, которая проживает уже на Вяземском переулке: я живу в общежитии в старом корпусе на 5-м этаже. Душ общего пользования. Открыт с 10.00 до 19.30, что крайне неудобно для проживающих. Был проведен опрос. По результатам: 1. Хотели бы, чтобы душ работал подольше и работал по выходным — 287 человек. 2. Не могут ходить в душ — 112 человек, потому что в данное время им по тем или иным причинам, это невозможно. Они предлагают изменять время работы самого душа. Вот конкретное предложение студентов: 1. перенести выходной день душа с субботы на четверг. 2. Перенести открытие душа на 6.00 утра, чтобы можно было принять душ до первой пары. 3. Закрывать душ в 23.00, чтобы можно было принимать перед сном для тех, кто учится или работает допоздна. Надо сказать, что человек, который задавал вопрос, не захотел, чтобы его имя прозвучало, и он сказал, что они обращались к администрации студенческого городка, и их просьба была проигнорирована.

В.Н. Достаточно странно для меня. Я уже, наверное, об этом говорил и на предыдущих наших видеоконференциях и отвечал в личной беседе при встрече со студентами... Значит, что-то не в порядке со студенческим советом студенческого городка. Я эту проблему сейчас в первый раз сейчас услышал, но... меня настораживает то, что обращались к администрации, администрация никаким образом не отреагировала. Может быть, есть объяснение. Я не знаю. Но, если объяснений внятных нет, то они должны пойти навстречу студентам. Поэтому с администрацией я переговорю. Но... обращаюсь еще раз: я обращаюсь к студентам, проживающим в общежитии: есть студенческий совет, есть студенческий совет высшего учебного заведения. Если вы по тем или иным причинам, по личностным причинам, не можете общаться с членами студенческого совета студгородка. Студенческие советы, прежде всего, должны становиться на сторону студентов: не говорить, кто обратился - фамилия, имя, отчество... все это не столь принципиально. Если решение есть и обращаются к администрации, администрация просьбу студентов просто игнорирует, подчеркиваю, без объяснения причин, просто игнорирует, то тогда уже включается, безусловно, ректор. Я возьму эти конкретные предложения, передам администрации, сам разберусь — почему эти вопросы задаются ректору. Потому что все должно решаться на местах. Еще раз подчеркиваю: студенческим советом и, в данном случае, администрацией студенческого городка. Если нет вменяемых объяснений причин, тогда, естественно, включается ректор. Если я все правильно понимаю, это именно тот случай, который произошел. По каким-то причинам студсовет не отреагировал, по каким-то причинам, не отреагировала администрация, поэтому я тогда этот вопрос просто возьму на контроль. И в понедельник уже буду разговаривать с администрацией студенческого городка.

А.И. Уважаемый, Владимир Николаевич, в очередной раз поднимаю вопрос о работе интернета в студенческом городке нашего университета на Вяземском. После того, как нам дали возможность использовать интернет бесплатно, его использование стало невозможным, так как скорость настолько мала, что даже нет возможности открывать почту и ICQ. Куда пропали те деньги, которые мы платили на обустройство сети в течение последних 10 лет. Мы готовы платить деньги за интернет, но за качественный интернет.

В.Н. Ну, опять вот… несколько вопросов: перед этим сказали, что собираются деньги за трафик. Была дана соответствующая команда. Для меня это была тоже новая информация, я дал команду, чтобы плату именно за интернет-трафик не собирали. Он должен быть бесплатный. Если я опять все правильно понимаю, то каналы забиты. Наверно... скорее всего, каналы забиты скачиванием музыки, кино и так далее, и там не проходит почта. Но здесь два решения могут быть: первое решение — это все-таки посмотреть, как организована сеть внутри... и опять я обращаюсь и к студенческому совету и к администраторам сети, которую обслуживают сами же студенты или аспиранты, посмотреть тогда на организацию сети, как она организована. Если там все хорошо, а у нас канал, я сейчас точно не помню, 100 гигабитник положен между общежитием и Кронверкским. Если сотка забита, ну, наверное, тогда будем поднимать. Наверное, будем поднимать. 100 Мегабит, я прошу прощения, я сказал Гигабит, я оговорился. 100 Мегабит. 100-мегабитный канал. Второй тогда вариант — надо поднимать этот канал. Но опять, я прошу прощения, это не вопрос, честно говоря, ректора. Я готов еще раз понять, что там происходит и разобраться с этим. Но... все должно.  Должно, подчеркиваю, решаться на техническом уровне. Тем не менее, возьму этот вопрос под контроль.
В.Н. Что касается второго вопроса: деньги на интернет. Если я все правильно понимаю, речь, наверно, шла о том, что собирали не за трафик, а за подключение, может быть? За обустройство сети. Эти два вопроса, они как раз взаимосвязаны. Мне кажется, что все деньги, которые собирались, они подлежат, первое, безусловной отчетности перед студентами проживающими… Публичной отчетности! Мы постоянно об этом говорили, чтобы каждому студенту было понятно, если он за что-то заплатил, хоть рубль, 10 рублей — неважно — должно быть понятно, куда и на что эти деньги пойдут. Поэтому меня даже больше расстраивает не то, куда деньги пойдут, а то, что до сих пор нет прозрачности расходования средств. Этого нет. Это, честно говоря, это огорчает. Хотя я неоднократно говорил об этом. Это должно висеть на сайте, это должно висеть просто на доске объявлений, когда вы входите в студенческий городок, я имею в виду, на Вяземский, 5/7. Вот это все должно быть понятным! Можно там соглашаться, не соглашаться, спорить, но информация должна быть и отчетность, подчеркиваю, должна быть, она должна присутствовать. Поэтому этим вопросом я тоже обещаю, здесь, в данном случае, уже заняться самому лично.

А.И.Владимир Николаевич, многие студенты, как одно из решений такой вот проблемы с интернетом часто предлагают позвать какого-то стороннего оператора, может быть, разрушив там какую-то монополию. Как Вы относитесь к этому?

В.Н. Я отношусь по-разному и по-всякому. Значит, еще раз хотел бы подчеркнуть, что, прежде всего, это решение должно быть студенческого совета, который выражает интересы, или должен выражать, интересы студентов, проживающих в общежитии. Когда-то пришла группа студентов, заказала внешнего сервис-провайдера, и тоже мы получили серьезный негативный отклик. Сказали, что та группа, которая пришла ко мне и обосновывала, почему нужен  сторонний сервис-провайдер, они были аффилированы с этим сторонним сервис-провайдером, а большинству студентов, которые проживают в общежитии, сторонний сервис-провайдер не нужен. Поэтому решение, принципиальное решение, должно быть за студентами, проживающими в общежитии. Хотите стороннего сервис-провайдера, приводите стороннего сервис-провайдера. Хотите пользоваться нашей сетью, но не тот канал, который забит, а для того, чтобы её сделать нормально и комфортно работающей - опять слово должно быть за вами. Все должно быть под контролем. Прошу прощения, еще раз обращаюсь к студенческому совету общежития: если такие вопросы возникают, то в студенческом самоуправлении студенческого городка не все в порядке. Просто тогда не все в порядке. Это не означает, что все 1 700 человек, проживающих на Вяземском 5/7, имеют одинаковое мнение, но как минимум, подчеркиваю, обязательным условием должна быть просто информация: почему это так. И решать, конечно, должно большинство. Я далек от мысли, что все 1 700 человек найдут одно и то же решение или их устраивает одно и то же решение. Один что-то скачивает — фильмы, другому нужно все-таки дойти до образовательных порталов, до образовательных сервисов. Это разное время, разное время активности. Загрузку легко посмотреть, на сервере, на канале, который связывает нас с общежитием. Это мониторится нашими коллегами, я имею в виду тех, которые поддерживают сеть всего университета, всех корпусов, в том числе и общежития. Но, тем не менее, обращаюсь вот к студенческому совету студгородка. Если не находится понимания - есть студенческий совет университета, который стоит выше. Который тоже может повлиять на те проблемы или, может быть, негативные некоторые явления, которые присутствуют. Но вопрос, безусловно, меня настораживает, потому что что-то тогда не в порядке, ни с точки зрения информированности, ни с точки зрения отчетности, ни с точки зрения технологий принятия решений. А технология принятия решений, я подчеркиваю, прежде всего, должна быть за студентами. И студенческий совет работает на договорной основе с администрацией. Есть права и обязанности администрации, есть права и обязанности студенческого совета, вот это стратегическое соглашение между администрацией и студенческим советом. Если кто-то не выполняет, тогда вмешивается, в данном случае, буду говорить уже о себе, тогда вмешивается ректор.

А.И. Владимир Николаевич, на прошлой конференции у нас был озвучен вопрос о столовой в главном здании. После этого многие студенты заметили улучшение: снизились цены, появились белые опрятные фартучки у некоторых сотрудников, новые подносы... Но уже при подготовке к этой конференции (прошло два месяца) появилась у студентов просьба к Вам. Владимир Николаевич, мы хотели бы Вас попросить почаще, ну хотя бы раз в месяц посещать столовую, так как не прошло и двух месяцев, а цены вернулись на обратный уровень, таким образом, можно сказать, что те действия были лишь уступкой. Ну какой-то бабочкой. Временно. Просим Вас также посетить столовые на Гривцова и на Чайковского, там готовят очень хорошо, конечно, и отношение тоже на уровне, но цены опять же, не студенческие. Просим разобраться. Спасибо.

В.Н. Ну, давайте так. Будем разбираться вместе, я готов попросить или предложить нашим столовым, которые обеспечивают питание и на Гривцова, и на Кронверкском, и на Чайковского. Именно, еще раз проинформировать, раскладку показать. Может быть, там действительно, есть возможность для уменьшения цен или там объяснить — почему они такие, и какие пути для снижения. Но, опять, мне хотелось бы. Подчеркиваю, хотелось. Я не отказываюсь. Это я все сделаю на следующей неделе, попрошу всех, кто отвечает, в данном случае, директоров столовых, которые отвечают за питание, посмотреть и обосновать цены  - выше они или ниже в таких же примерно столовых других студенческих, в других вузах, в наших городках студенческих, или может быть, даже то, что на улице. Возможно, есть возможность снижения цен. Очень бы хотелось, чтобы все-таки активность студентов проверялась не только в вопросах к ректору. Студенческий совет, в данном случае уже университета, приходил и разговаривал с директором столовой, выясняли бы эти вопросы и дальше информировали бы студентов, почему это так. Или искали бы нормальные, взаимные, конструктивные решения выхода из этих проблем. Ну, прежде всего, как я понимаю, ценовых, так сказать, проблем. И чтобы скачков там не было, что на следующий день после нашей видеоконференции и беседы все понизилось, а потом, через неделю, все поднялось опять на прежний уровень. Поэтому, давайте поработаем вместе. Я предлагаю студенческому совету, предлагаю всей нашей администрации, попрошу проректора Андрея Викторовича Иванова проконтролировать этот вопрос. Может быть, еще раз надо собраться вместе и понять эту всю механику, технологию, ценообразование, приготовление продуктов, ну и так далее. Откуда эти тогда цены берутся?

А.И. Тут еще... продолжаю по столовой. Многие считают, что готовят на Кронверкском не очень вкусно и многие считали сначала, что проблема именно в оборудовании, что здесь, действительно, старое оборудование, раздаче, видимо, столько же лет, сколько задающему вопросы. Но после проведения кулинарного поединка, он проходил месяц, наверное, назад, студенты приготовили очень вкусную еду за 500 рублей, за 90 минут... и мы убедились в том, что в нашей столовой можно готовить, действительно, хорошую еду. Может быть, тут с мотивацией — что-то не работает, может быть, экономические законы здесь не работают, потому что люди боятся потерять свою работу?

В.Н. Может быть. Все столовые, не только на Кронверкском, все столовые — это не структурные подразделения университета. Это отдельные специализированные организации, которые имеют право организовывать питание и у нас с ними договорные, так сказать, те или иные отношения, что мы предоставляем помещение, оплачиваем свет и газ и что берет на себя столовая. То, что Вы говорите, есть ли мотивация. Конечно, напрашивается шуточный ответ: кто готовил на кулинарном поединке, чтобы они пришли в столовую и готовили для всех наших студентов. Я понимаю, что этого не будет. Но… тем не менее, еще раз. Еще раз! Надо разговаривать с работниками наших столовых, с руководством, безусловно, не с работниками, а с руководством наших столовых и ставить эти вопросы: и ценообразование, возможности их уменьшения, как их можно сделать. Потому что, вполне вероятно, что студенты могут подсказать, как это сделать, тем более, кто готовил за 500 рублей те или иные блюда. Значит, они имеют для этого основания, кто понимает, как это сделать, чтобы это, действительно, было вкусно. Ну и, в общем-то, нормально. Имеется в виду, и мотивация непосредственно работников. Я не думаю, что всем наплевать на рабочие места. Я думаю, что это не так. Но, наверное, какая-то расслабленность или успокоенность... не хочу говорить, безразличие… не хотелось бы об этом думать — оно, наверное, все-таки, присутствует.

А.И. Владимир Николаевич, следующий вопрос задают аспиранты факультета оптико-информационных систем и технологий: Владимир Николаевич, мы столкнулись со следующей проблемой — для того, чтобы напечаталась статья в журнале «Приборостроение», её необходимо подавать за год до выпуска. Получается, что не все из нас успеют напечататься до защиты, ну или, по крайней мере, больше одной статьи точно не получится. Почему такая задержка? Реально ли сократить срок за счет более частого выпуска?

В.Н.Года, на самом деле, в журнале «Приборостроение» нет. И хочу сказать, что помимо журнала «Приборостроение», мы выпускаем «Научно-технический вестник», который также входит в список высшей аттестационной комиссии, так называемый, список ВАК. У нас есть журнал нанотехнологий: физика, химия, математика, которые тоже входят в список ВАК. У нас есть оптический журнал, который тоже входит в список ВАК. Если эти четыре журнала считаются перегруженными, то в принципе, есть возможность публиковаться и в других журналах, которые есть. Я имею в виду те, которые входят в список ВАК. Поэтому… по году я не знаю, что нужно стоять, тем не менее, я готов проверить. Но рекомендую, для того, чтобы аспиранту успеть в срок защищаться, и действительно, не ждать целый год. Такие возможности есть в других журналах, издающихся на базе нашего университета, но, возможно, и в журналах других организаций. Тем не менее, по поводу года, я еще раз просто проверю, проверю и уточню.

А.И. Владимир Николаевич, многие, точнее все студенты гуманитарного факультета, обучаются на Чайковского, там также обучаются и студенты других специальностей по программам изучения английского языка... и вызывает удручающее впечатление одного из залов, это дубовый зал, потому что такое ощущение, что... я там был недавно... возвращаешься там… в конец 80-х — начало 90-х... какие-то ободранные куски, непонятные лампы... Ведь из этого зала можно сделать красивый представительский зал. Может быть, там сделать ремонт какой-то надо?

В.Н. Я не помню, чтобы в дубовом зале проводились занятия. Это я честно могу сказать.

А.И. Там не проводятся занятия. Там просто проходишь мимо и видишь...

В.Н. Это да. Это проходной зал. В данном случае, он является проходным залом. Мне все это знакомо. Во-первых, это не ремонт, а называется реставрацией. Реставрация не является дешевой. Более того, она должна быть согласована и проводиться с комитетом по охране памятников. Так называемый КГИОП. Более того, она проводится специализированными организациями и, как я знаю, что проект по реставрации. Я еще раз подчеркиваю, это не ремонт, это реставрация. Реставрация — не такой короткий процесс, как всем кажется. Только на одно согласование уходит иногда до года, но, тем не менее, эта работа ведется и ясно, что... кто въезжал, наверное, на Чайковского, три года тому назад, видит, что общие ремонты там проводятся. Тот вид, который был, подчеркиваю, три года тому назад, и то, что сейчас представляет Чайковского — это небо и земля. Понятно, что финансирования у нас не хватает на все ремонты по всем корпусам. Требуется гораздо больше.

А.И.При изучении иностранных языков многие технические вузы начинают использовать какие-то инновационные технологии. Один из методов, это изучение, к примеру, японского языка, так как японский язык — это, наверное, самый прогрессивный язык. Японцы, наиболее в этом преуспели. Очень много патентов печатается на японском языке, очень журналов много тоже. У нас планируется какое-то такое развитие? В таком ключе, на нашей кафедре иностранных языков?

В.Н. На самом деле, мне хотелось бы, первое, чтобы нормально говорили и писали сначала на русском, на родном языке. Это первое. Второе, все-таки, основной язык международный, это английский. И удручающее, в принципе, удручающим для национального исследовательского университета является знание английского языка для наших студентов. Поскольку, проводятся некоторые конкурсы или опросы и, особенно то, что связано с международной деятельностью, имеется в виду и обучение в зарубежных университетах, и проведение тех или иных работ, которые связаны с нашими зарубежными коллегами и знанием английского языка. К сожалению, они оставляют желать лучшего не только по качеству, но и по количеству. Ну, вот совсем недавно проводилось два конкурса или два отбора, лучше сказать, где было порядка 100 человек. В одном отборе знания английского языка показало 4 человека, а в другом отборе — из 100 — 6. Тут вот речь идет о единицах из 100. Поэтому, конечно, то, что мы вложились в покупку специализированного мультимедийного класса, уникального, кстати, которого в Российской Федерации, во всяком случае, нет, для изучения английского языка, пока нам не дает тот эффект, на который мы рассчитывали. Рассчитывали и рассчитываем до сих пор. Тем не менее, почему-то японский язык... я думаю, что необходимо набирать те языки, которые наиболее распространены. Это известно, это, помимо русского и английского, о чем я уже сказал. Это китайский, испанский, французский, немецкий, то есть там, где ареал и охват больше. Но в том числе и, естественно, Япония. Я сейчас не помню, сколько там в Японии 120 или 140 миллионов говорит в мире на японском языке. Но на японском языке не только говорить, читать тоже можно.... Во-первых, это не так сложно. Кто побывал в Японии, может там быстро выучить некоторые иероглифы... Я могу Вам сейчас некоторые иероглифы просто написать и Вы даже угадаете, что это за иероглиф, потому что он абсолютно понятен: дерево там или лес... ну вот так он и выглядит... и при определенном знании или желании прочитать японскую статью или японский патент, я не просто так говорю, я говорю о себе, - это возможно сделать.

А.И. Владимир Николаевич, дальше, уже, наверное, последний вопрос. Вопрос на самом деле задан от Чикалева Юрия, но я полностью к нему присоединяюсь, потому что я сам велосипедист, каждый день приезжаю сюда на велосипеде и замечаю некоторые проблемы. Изложу вопрос, который задает Юрий: Здравствуйте, Владимир Николаевич, с каждым годом все больше студентов пересаживаются на велосипеды. Нет ничего лучше, чем добраться до здания вуза на таком средстве передвижения. В связи с этим два вопроса: Будет ли модернизироваться велосипедная стоянка в здании на Саблинской? Дело в том, что стоянка никак не охраняется и известны многочисленные случаи краж велосипедов в этом месте. Теперь большинство моих знакомых боятся оставлять там велосипеды, даже имея замки. Второй вопрос: планируется ли создать велосипедную стоянку в других зданиях, в частности, на Гривцова? Спасибо за ответ. Присоединяясь, помимо того, чтобы, может быть, перенести куда-то в охраняемую зону, надо, мне кажется, увеличить площадь велосипедной стоянки, потому что очень часто просто некуда присоединить велосипед свой, просто ищешь колонну, чтобы как-то к ней присоединить.

В.Н. А как крадут? Снимают замки?

А.И. Обрезают просто и уезжают. 15 секунд. А ввиду того, что там камеры нет...

В.Н. Давайте рассмотрим, может быть, и Ваше предложение. Вы здесь поможете. Потому что Вы сказали, что надо дополнительно камеру ввести. Если Вы видите те или иные помещения, которые могут использоваться именно для велосипедных стоянок... Я просто не знаю... но по понятным причинам, они не могут находиться внутри университета, условно говоря, около вахты или еще в каких-то других местах. Может быть, я чего-то не представляю и не знаю. Если будут нормальные конкретные предложения, я в данном случае даже, Леша, и Юру и тебя даже попрошу... может быть, будут какие-то конкретные предложения, что надо сделать, чтобы улучшить. Подчеркиваю — конкретные. И мы тогда готовы выполнить эти работы. Профинансировать эти работы. Я не могу сейчас сказать решение. Что надо для этого сделать, чтобы действительно было удобно велосипедистам. На самом деле, я в свое время, я и сейчас велосипедом пользуюсь. Если бы у меня велосипед украли, то вообще... это... это, почти… как кусочек самого себя. К нему же привыкаешь. Честно говоря, даже не был в курсе, что у нас пропадают, воруют, так будем говорить, велосипеды. Если есть предложение, как нам лучше организовать работу и сделать эти места. И, действительно, чтобы они были безопасны и удобны. И чтобы логистика была нормальная, то я обещаю, что мы эти предложения действительно воплотим. Подумайте, давайте, может быть, вместе. Потому что, наверное, у наших хозяйственных служб не хватает, так сказать, идей. Поскольку, когда-то обратились, что надо организовать стоянку для велосипедов. Ну, вот эту мы сделали, притом, по тому числу, которое просили. Ну ясно, что велосипедное движение растет, с другой стороны и общество наше не улучшается с точки зрения воровства. Давайте подумаем, как это сделать. Если будут предложения, я еще раз повторяю, мы готовы выполнить. Жду от вас предложений. Так скажем.

А.И. Предложения обязательно будут.

В.Н. Да. Пожалуйста.

А.И. Владимир Николаевич, вопросы поступили буквально сейчас, так что я читаю их с листа: Владимир Николаевич, здравствуйте. Я мама студента первого курса ФИТИП, мой сын очень способный студент, но у него существует проблема с социальной адаптацией. В университете нет психолога, я приехала из Мурманска, чтобы поддержать его, и столкнулась с огромными сложностями пропускной системы. На кафедре знают эту ситуацию, но ссылаясь на законы университета, ничем не могут мне помочь. Подскажите, пожалуйста, к кому обращаться родителям студентов для получения разрешения посещать университет? Особенно в субботу, когда на кафедрах никого нет. Спасибо. С уважением,Куклина Виктория Алексеевна.

В.Н. Виктория Алексеевна, там два вопроса, я на второй даже, может быть, сейчас не совсем правильно отвечу, потому что не понял второй вопрос. О посещении кого в субботу? Если студенты, они посещают, если родители, то тогда вопрос — зачем посещать родителю высшее учебное заведение? Если вопросы к заведующему кафедрой, к деканатам, то это делается по пропуску, иногда просто по звонку пропускают через вахту. Но для этого надо договариваться предварительно или с деканатом или с кафедрой, куда Вы собираетесь идти. Может быть, я не совсем правильно понял второй вопрос... Что касается психолога, то на самом деле, безусловно, в нашем университете, могу сказать, обучаются личности. Действительно, личности. С большой буквы. Многие из них неординарны. Многие не вписываются в такую обычную жизненную среду. Особенно это касается иногородних наших студентов. Поэтому для иногородних студентов в студенческом городке нашего университета работает штатный психолог, т. е. психолог есть. Психолог работает. То, что касается вообще студентов, связанное с учебой — у нас сформирована такая служба — психолого-педагогическое сопровождение. Единственное то, что она является платной. Кстати, небольшая достаточно плата, где Вы можете заказать услугу, которую Вы бы хотели ввести для Вашего ребенка. В основном, безусловно, она направлена на адаптацию с точки зрения учебного процесса. Итак, для иногородних студентов работает психолог в студенческом городке. Психолого-педагогическое сопровождение - группа эта работает - возглавляет её декан естественнонаучного факультета профессор Стафеев, то есть к нему можно обратиться или написать письмо. И третье, чуть ли не вчера, позавчера ко мне обратилась группа студентов, которая попросили также ввести, но по несколько другим причинам, дополнительные ставки психолога для того, чтобы они помогли создавать группы, такие комфортные с точки зрения психологии, группы. Я им пообещал, что мы с 1 сентября такие ставки откроем, и психологи у нас появятся. Вот, на первый вопрос я, наверное, ответил. Второй я думаю, что я отвечал не совсем на то, что прозвучало. Может быть, даже лучше уточнить этот вопрос.

А.И. Следующий вопрос от Федоровой Татьяны Дмитриевны. Вопрос, сразу говорю — большой. Я его сокращаю, как понимаю. Я являюсь студенткой пятого курса гуманитарного факультета, кафедры ПЭиМ. С 2010 года оформила договор о втором высшем образовании на факультете ИКВО, кафедраСПЗИ. Значит,  дальше Татьяна Дмитриевна рассказывает о том, что она оплатила все, сдает нормально зачеты и семестры, сказала, что 1 февраля 2010 года ей была выдана зачетная книжка за определенным номером и за подписью декана. Однако, до сих пор отсутствует приказ о её зачислении в связи с отсутствием плана её обучения. На сегодня, девушка пишет, я подала заявление в магистратуру профильной кафедры по первому высшему образованию. Могу ли я в связи с ненадлежащим оказанием услуг от факультета ИКВО расторгнуть договор и получить назад ранее уплаченные деньги?

В.Н. Если услуга не была оказана, а деньги были заплачены, образовательная, в данном случае услуга, то тогда деньги возвращаются. Если я все все-таки правильно понимаю, то она была оказана частично, то есть обучение таки проводилось, но не были выполнены некоторые организационные и документальные действия, хотя все это странно... приказ.. если обучение, то должно уже было быть... соответствующий индивидуальный план, он должен быть утвержден... я готов с Жигулиным поговорить... но тем не менее, часть полной услуги в соответствии с договором не была выполнена, то естественно, компенсацию, уже тогда не полную, частичную компенсацию услуги она...  деньги будут частично возвращены. Если вообще услуги не было оказано ей, в полном объеме деньги будут возвращены. В полном объеме.

А.И. Следующий вопрос задает Петрушко Алексей Сергеевич. Он интересуется вопросом, что есть кафедра, на которую подается много заявлений от олимпиадников, всех, действительно, волнует.

В.Н. Вопрос этот, действительно, поступает... у нас есть 4 кафедры, которые пользуются большой популярностью среди победителей и призеров олимпиад... тем не менее, мы всегда находили места для всех победителей и призеров. Я подчеркиваю, ни один победитель и призер олимпиады не остался у нас за бортом, мы всех принимаем. Если не хватало бюджетных мест, я просил и получал всегда дополнительные бюджетные места уже в течение лета у нашего министра. Министра образования и науки имеется в виду. И я не помню случая, чтобы для олимпиадника — победителя или призера — не хватало места. Еще раз подчеркиваю. Мы заинтересованы в талантливых ребятах, мы заинтересованы в мотивированных профильно, мотивированных к нашему университету. И поэтому администрация, в данном случае, прошу прощения, буду говорить конкретно о себе, я сделаю всё возможное, чтобы это было выполнено. И подчеркиваю, пока, до сегодняшнего года, это мне удавалось. Это не пустые слова. И подтверждаю, что и в 2011 году мы сделаем все то же самое. Все победители и призеры олимпиад будут приняты и зачислены в наш университет на соответствующие кафедры. Безусловно.

А.И. Спасибо, Владимир Николаевич за то, что отвечали на наши вопросы. И в конце я и вас, и всех зрителей хотел бы поздравить с Днем рождения нашего города. Ему уже 308 лет.

В.Н. Спасибо. Я также всех поздравляю, потому что празднования официальные начали мы вчера, я имею в виду 27-го, сегодня, правда, с утра был небольшой дождь. Смотрю в окошко: погода распогодилась, появилось солнышко и поэтому надеюсь, что уикенд, не только суббота, сегодняшний день, и завтра, все вы сумеете отдохнуть, чтобы в понедельник снова прийти в наш университет и снова общаться с нашим университетом. Всего доброго. Спасибо.

А.И. Спасибо. До следующих встреч.


  Информация © 2011-2017 НИУ ИТМО. org@mail.ifmo.ru
Разработка © 2011 Информационный отдел НИУ ИТМО.
197101, Санкт-Петербург, пр. Кронверкский, д.49.
Телефон: +7 (812) 233-00-89